Как рисовать как эшер


Математики первыми заметили, что работы Эшера – хороший повод рассказать о своих научных теориях. Но не только математики нашли в них связь со своими исследованиями. Если говорить в прошедшем времени, - то это были физики, химики, биологи... сейчас же к ним могут присоединиться генетики, специалисты по рисовать геоинформатике, экономисты, материаловеды, и конечно же, философы.

"Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме... Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок - это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого".

"Если мы создаем мир, то пусть он будет не абстрактным и туманным. Пусть он будет представлен конкретными узнаваемыми вещами."

"Все мои произведения — это игры. Серьезные игры."

М.К. Эшер

В России

сайт Эшера содержит несколько галерей и статей, а также реализует футболки, игральные карты и коврики для мыши с дизайном от М.К. Эшер. Официальный сайт Маурица Эшера расположен в

Великобритании. В основу материала легла статья "Математическое искусство Эшера" на

русском и

английском языках, а также множество второстепенных источников (в основном, более качественные изображения).

[i]"Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен".

[/i]

Мауриц Корнелиус Эшер (1898-1972), родившись в Голландии, жил в Италии, Швейцарии, Бельгии, Канаде и Америке, непременно возвращаясь на свою родину. Он создавал картины в основном на дереве, осуществляя тонкую резьбу (для гравюр им использовалась мягкая грушевая доска) и затем отпечатывая оттиски на бумаге. Когда изображение создается на известковом камне, это уже литография. Более половины геометричесикх работ Эшера выполнено литографическим способом. Технология усложняется, когда используется несколько цветов. Линогравюры выполняются на материалах типа линолиума. Вследствие мягкости используемых материалов количество получаемых оттисков ограничено, и все они немного отличаются друг от друга, поэтому каждая гравюра имеет свою собственную ценность.

1952 г. "Лужица" - продолиная гравюра, печать с двух цветных блоков. Казалось бы, ничего необычного. Но показано непротиворечивое существование по крайней мере двух разных миров - бездонного неба, и глинистой почвы, где видны следы автомобильных шин, велосипедных колёс и обуви - еще одного, невидимого, мира человеческой цивилизации.

С конца 40-х Мауриц пытается использовать еще более сложную технологию глубокой печати. Для визуализации и передачи пространственных и цветовых эффектов им иногда создавались объемные модели объектов - из проволоки, пластилина, дерева... Многие художники и искусствоведы не сразу приняли картины Эшера, т.к. в них было больше геометрии и математики, чем искусства. Но благодаря таланту в технике исполнения и узнаваемости картин он довольно быстро становится знаменитым и богатым человеком. На кристинах его сына присутствует дуче Муссолини и король Эммануэль. Он никуда не уезжает на время войны. Он известен неудавшемуся художнику Шилькгруберу, следом ставшему успешным фюрером, он защищен от любых неприятностей. Его учителю, правда, не везет, и тот гибнет от руки нацистов. Эшер находит в его квартире картины, с которыми устраивает выставку памяти, и рисунок со следом фашисткого сапога, которых хранит до конца своих дней. Настоящее признание и известность пришли к нему после второй мировой войны. Он был даже посвящен в рыцари, его советами пользуются сильные мира сего.

1943 г. На раскрытой странице альбома – мозаика из зооморфных форм. Одна из рептилий, заскучав от плоской жизни и своих собратьев, спускает переднюю ногу с края книги и вступает в реальную жизнь. Вползает на толстый переплет книжки по зоологии и проделывает трудный путь наверх. Коротко чихнув, усталое, но довольное, она переползает через пепельницу, спускается на прежнее место, становясь вновь элементом мозаики. Именно здесь для создания эскиза Мориц использует пластилиновую модель ящерицы.

1934 г. Натюрморт со сферическим зеркалом. Спокойствие деревянной сфинксоподобной птицы резко соседствует с покоем сферического зеркала (покрытой изнутри амальгамой колбой) - в последнем отражается целая комната, вмещающая автора, а за своими стенами - и всю остальную планету.

1958 г. Гравюра с бельведером, построить который невозможно. В каждый период творчества Эшер возвращается к своим юношеским мечтам, когда надеялся стать архитектором, но по состоянию здоровья (редкое психическое расстройство, связанное с болезненным воприятием пространства) был признан негодным для этой профессии.

Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их невозможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет, передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамейке юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво разглядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле.На полу нижней площадки,то есть внутри, стоит лестница, по которой взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытым небом, и снова им придется входить внутрь бельведера. Удивительно ли, что никому из присутствующих нет дела до заключенного, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?

1947 г. Введением необычных точек созерцания Эшер строит сцену, в которой половина композиции смотрится снизу вверх, а половина - сверху вниз. Здесь обозначены пять точек беконечности - верхние и нижние крайние левая и правая, и центр композиции. Для того, чтобы подчеркнуть результат, художник делает верх и низ половинами одного и того же изображения.

1961 г. "Водопад". На литографии конструкция, составленная из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом, и в целом представляющая собой невозможное сооружение. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение. Идеальный дом, или "вечный двигатель".

1960 г. Литография "Восхождение и спуск". Бесконечные лестницы, представляющие главный мотив этой картины, навеяны статьей Л.С. и Р. Пенроузов, напечатанной в "Британском журнале психологии" в феврале 1958 года. Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши - бесконечная лестница. Оба направления движения монахов, - вверх и вниз, хотя и кажутся целесообразными, одинаково бесполезны.

1951 г. "Дом лестниц". Гусеничноподобные существа совершают в доме какой-то ритуал, при этом вкатываются в центре и выкатываются из боковых выходов в виде колес. Законы гравитации для каждой лестницы свои, как и на многих из картин Эшера.

1947 г. Использованы три блока для печати цветов - черный, красновато-коричневый, желтый. Гравюра "Другой мир" с инопланетным пейзажем и снова - с испорченной гравитацией. Трудно куда-то упасть, если оно является и верхом, и низом одновременно. А также боковой стороной.

[i]1956. Вариант темы литографии «Балкон»: увеличение в центральной части, или растяжение пространства, изгибающегося по часовой стрелке вокруг незаполненного центра. Вход справа внизу ведет на выставку – в галерею с экспозицией гравюр на стенах и в застекленных витринах. Миновав посетителя, заложившего руки за спину, а за тем – юношу (слева внизу), наблюдатель ощущает глубокую перспективу. Даже голова юноши увеличена в обьеме по сравнению с его правой рукой. На стене перед ним – последний лист графической серии, и он пристально разглядывает пароход, лодки, волны канала и дома на заднем плане. Затем его взгляд переходит слева направо, к многоярусному жилому массиву. Открытое окно, из которого выглядывает женщина, выходит прямо на покатую крышу выставочной галереи, возвращая его к месту, откуда началось путешествие. Юноша воспринимает все это как двухмерные детали рассматриваемой литографии. Если же глаза захватят еще больше пространства, ему покажется, что он вошел в мир графического листа.

[/i]

1953 г. Гравюра "Относительность". Верх и низ - понятия относительные. Особенно когда они переходят друг в друга. Если подниматься по изображенной лестнице, желая достигнуть чердака дома, неизменно окажешься внизу, в подвале. Начав по ней спускаться, поднимешься наверх. Идеальное изобретение для физических упражнений.

1958. Человек с кубом. Персонаж гравюры "Бельведер".

1958 г. Путь жизни II. В центре - точка бесконечно малой величины. Здесь делается попытка устранить неудовлетворительные свойства иррационального предела. Поверхность заполнена белыми и серыми зооморфными элементами (это рыбы, похожие на скатов); их продольные оси акцентированы черными линиями. Из центральной точки лучами расходятся четыре спиралеобразные шеренги белых рыб, плывущих вплотную одна за другой. Четыре самые крупные рыбы, окружающие квадрат, меняют направление и цвет; их белые хвосты еще участвуют в центробежном движении, а серые головы уже заворачивают внутрь, вливаясь в серый ряд, увеличенные центростремительным движением.

1951 г. Заполнение плоскости различными фигурами.

Магическое зеркало. Возможно, не самое удачное название для возникающих из плоскости объемных фигур, отражающихся в зеркале. Но сама задумка более глубока, чем ее реализация.

#Статьи


Источник: http://www.dnevniki.ykt.ru/CoolReal/453397



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Эшер Мауриц Корнелис, картины, биография, графика, литографии Как вязать разными узорами спицами

Как рисовать как эшер Как рисовать как эшер Как рисовать как эшер Как рисовать как эшер Как рисовать как эшер Как рисовать как эшер Как рисовать как эшер Как рисовать как эшер

Похожие новости