Сутеев чем рисовал


Главная \ Мои литературные произведения \ Иллюстрированный альманах "Детская иллюстрация Советского периода" \ Сутеев Владимир Григорьевич

image001

Сутеев Владимир
Григорьевич
[1903–1993]

Детский писатель, художник, режиссер, метр отечественной мультипликации.

Владимир Григорьевич Сутеев родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал. Рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Затем была учёба в МВТУ имени Баумана. 1925 году поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комисаренко, Черкес Даниил Яковлевич). Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне», где впервые был применён альбомный метод анимации. В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем на «Мосфильм», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и

image002

 

режиссёрские функции. С 1936 года работал на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошёл всю войну. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картину «Охотничье ружьё» (завершена Сазоновым).

  С 1947 г. работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чипполино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А.Прейсена «Веселый Новый год», английского писателя Л.Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

image005image003 image004 Владимир Сутеев, проявил себя в качестве детского писателя, издав книги: «Под грибом», «Яблоко», «Мешок яблок», «Кто сказал мяу?», «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Это что за птица?» и другие произведения.  В 1952 г. вышла первая книжка за авторством Сутеева,  «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете». Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют

 

image006 

графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Иллюстрация к книге В. Сутеева «Две сказки про карандаш и краски».ДЕТГИЗ. 1952 год.

В 1965 году Владимиру Григорьевичу было присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

 «Книжки с картинками Владимира Сутеева запомнились мне еще в раннем детстве. До сих пор хранится сборник его сказок, купленный для моих детей-дошкольников, которые теперь уже стали взрослыми. Книжки эти в советские времена издавались миллионными тиражами. И тут же исчезали. Сейчас их можно купить в любом книжном магазине, и не раскупаются они мгновенно только потому, что цены на них многократно возросли. 
Мне трудно назвать современного российского художника-иллюстратора детских книг, которого можно было бы сравнить с Сутеевым. Но он выделяется и на фоне своих коллег-современников, многих из которых так и хочется назвать настоящими волшебниками. Всё дело в том, что Владимир Сутеев - не только иллюстратор. Он сам автор множества текстов, к которым рисовал картинки. Проще говоря, он мастер комиксов. Но и текст для комиксов тоже может создаваться не самим художником, а профессионалом сценаристом. А здесь "композитор" и "исполнитель" очень часто в одном

 

Untitled-1_03лице. Есть авторская песня, а есть еще, оказывается, авторская сказка-комикс. Но если бардов - тысячи, то таких художников, как Сутеев - единицы. 
И даже среди художников, которые сочиняют и рисуют комиксы, его сейчас не с кем сравнить. Если кто-то и делает что-либо подобное, то гораздо более низкого качества. Комиксов в России вообще мало, но и то, что делается - не для детей, а для подростков или даже для взрослых. 
В этом году исполняется 50 лет журналу "Веселые картинки". Помнится, там было немало рисованных историй. Но они по большей части забыты, не переиздаются. Сутеев переиздается. В чем же секрет? 
Всем известно о его мастерстве изображения животных, теплоте, Илл. к книге «Приключения Пифа»

душевности, трогательности образов. Всё это есть. Но здесь хочется сказать об особенном, характерном для Сутеева построении сюжета, характере поведения героев. Они постоянно активно общаются и активно действуют. В самом коротком сюжете Сутеева происходят в связи с этим какие-то, часто неожиданные превращения. Как в настоящей сказке. Некоторое чудо или, если без пафоса, некоторый фокус происходит на глазах у зрителя. Все компоненты этого фокуса на виду, всё просто, ясно, никаких секретов, никакого обмана. И всё же - явное волшебство. Три разноцветных котенка вдруг все вместе становятся белыми, потом черными, потом мокрыми, потом снова такими же, как были сначала. Нарисованные сыр и сосиски на глазах у изумленного мышонка превращаются в кошку. Бесполезные вещи в руках сутеев сообразительных зверушек превращаются в полезные ("Палочка-выручалочка", "Разные колеса"). 
Персонажи этих детских книжек не сюсюкают, не дурачатся - они же заняты делом. Они могут что-нибудь строить ("Кораблик"), или что-нибудь самоотверженно исследовать ("Кто сказал "мяу"?"). Короче говоря, все эти нарисованные звери - люди серьёзные, люди творческие.

 

Сутееву можно было бы посвятить отдельное искусствоведческое, филологическое и педагогическое исследование. К сожалению, очень редки специалисты, способные охватить все три этих научных аспекта его творчества. 
Поэтому пока, без претензий на научность, скажу, что в основе сюжетов Сутеева - своего рода конструктивная магия, наглядная и веселая диалектика реальной жизни. В этом есть нечто от народных сказок о животных (ловких и деятельных без колдовства), нечто от пафоса вечного советского "строительства", нечто от сегодняшней идеологии смелой предприимчивости.» 
Н. Куприянов

image007Иллюстрация к книге В. Сутеева «Цыпленок и утёнок». ДЕТГИЗ. 1962 год.

 

image008 Иллюстрация к сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка». ДЕТГИЗ. 1958 год.

 

image009

Иллюстрация к сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка».ДЕТГИЗ. 1958 год.

 

image010

Иллюстрация к сказке В. Сутеева «Снеговик-почтовик». ДЕТГИЗ. 1955 год.


Источник: http://xn--c1auci.com/suteev-vladimir-grigorevich



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Знакомые Сутеева отмечали, что рисовал он без особых творческих мук Выкройка кепи м43

Сутеев чем рисовал Сутеев чем рисовал Сутеев чем рисовал Сутеев чем рисовал Сутеев чем рисовал Сутеев чем рисовал Сутеев чем рисовал Сутеев чем рисовал

Похожие новости