Выкройки одежды для кукол журналы


Славянские куклы. Тряпочные куклы

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

выкройки одежды для кукол журналы

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Прикрепленное изображение

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Прикрепленное изображение

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Прикрепленное изображение

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Прикрепленное изображение
Матерчатая кукла в этнографическом костюме Дуняша

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.

Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

Обрядовые куклы :

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Прикрепленное изображение
Кукла Плодородие

Купавка - кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды — такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля).

Прикрепленное изображение
Кикла Купавка ; Автор: Алла Назарова

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Прикрепленное изображение
Кукла Масленица

“Домашняя Масленица’’ – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.

В некоторых губерниях бытовала кукла Коза. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Прикрепленное изображение
Кукла “Коза’’

Обережная кукла "Кубышка-травница"
Традиционная целительская кукла, наполненная душистыми травами (тысячелистник, мята, полынь, мелисса, хмель, лист березы, чистотел, шалфей и т.д.). Защищает дом от болезней, очищает воздух, является женским оберегом на женскую красоту и здоровье.

Прикрепленное изображение
Обережная кукла "Кубышка-травница"(авторская)

Свадебная кукла Обережная кукла "Неразлучники".
На Руси кукла была важным атрибутом свадебной церемонии.
Сегодня куклу крепят к капоту машины, которая поедет во главе свадебного кортежа. Навряд ли кто-то задумывается об истинном смысле такой «сопровождающей» куклы.

Когда-то на русских свадьбах так называемый свадебный поезд также был украшен куклами. Молодожены после венчания отправлялись в дом жених. Повозку, везущую их, обязательно украшали двумя куклами: куклой-невестой и куклой-женихом. И у них была особая миссия – защитить молодых от сглаза. Куклы якобы принимали на себя недобрые взгляды.

Кстати, одна рука у этих кукол была общей, и по ней можно было передвигать кукол. То есть выглядели они так словно не просто держаться за руки, а неразрывно связаны. Это было весьма символично. Еще этих кукол называли «Неразлучники».
Такие куклы для молодых делали подруги. Для их изготовления использовали ткани разных цветов и куски разных нитей. За основу кукол брали лучину или плоскую щепку 20-30 сантиметров в длину и полтора сантиметра в ширину. Щепка или лучина не должна была быть из осины или ольхи, потому что эти деревья могли «приютить» в себе злых духов.

Прикрепленное изображение
Обережная кукла "Неразлучники"(авторская)

Если случалось так, что пара расходилась, то и кукол разъединяли.

Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из березы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених.

Свадебная кукла. "Мировое дерево"

«Мировое дерево» – так называли эту композицию. По славянским поверьям дерево символизирует мир. Корни – подземный мир, ствол – мир земной, а крона – мир небесный. Свадьба означала появление новой семьи – нового мирового дерева.

Свадебным пирогом угощали родственников молодых, а самую серединку пирога с мировым деревом всегда отдавали жениху и невесте. Они помещали дерево на почетное место в своем доме.

Как и все обережные куклы, «Мировое дерево» делают без использования ножей, ножниц и иголок. Рогатину не срезают, а осторожно отламывают. В первую очередь изготавливают фигурку, символизирующую невесту, и надевают ее на левую ветку рогатины. Куклу-жениха, естественно, на правую.

Прикрепленное изображение
"Мировое дерево"

На свадьбе мать дарила невесте куклу с десятью руками. Эта кукла так и называлась – «Десятиручка». Она призвана была сделать так, чтобы молодая жена справлялась со всеми делами по хозяйству.
Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь. Кроме того, что кукла помогает в делах, этот вариант Десятиручки изготавливается из лыкового мочала, а лыко обладает фитонцидными свойствами. В результате и воздух в доме будет чище.

Прикрепленное изображение
«Десятиручка».

Еще одной свадебной куклой была «Зольная кукла». Она считалась хранительницей очага. Тело куклы делали из ткани, а внутрь головы насыпали золу и уголь. Мама дарила зольную куклу своей дочери, чтобы та всегда помнила тепло родного очага.

Еще эту куклу давали жены своим мужьям, которые собирались в дальнюю дорогу. В пути такая кукла всегда напоминала о доме и защищала от бед силой родного огня.

Куклы хранились в «красном углу». К ним относились очень бережно. Ведь считали, что благополучие семьи зависит от этих кукол.

Возможно, некоторые и сегодня доверяют свое будущее семейное счастье куклам-оберегам.

Прикрепленное изображение
«Зольная кукла»

Мартеница

Мартеница, Баба Марта (болг. Мартеница) — один из самых почитаемых и древних болгарских обычаев. В этот день близким дарят специальный двуцветный красно-белый амулет, называемый «мартеница». Мартеницы изготавливаются специально ко дню 1 марта, когда по болгарским традициям начинается новый хозяйственный год.

Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.

Прикрепленное изображение
Мартеница

Делаем куклу своими руками : здесь; здесь; здесь; здесь

Источники: http://www.treeland.ru/; http://www.rukukla.ru/article/kuhi/obradovye_kukly1.htm;; http://povod.tut.by/content/?node_id=133&page_id=995

Сообщение отредактировал Фрина - 24.01.2011 - 15:55


Источник: http://arttower.ru/forum/?showtopic=19138



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Интернет-магазины тканей и товаров для рукоделия. Обзор Рисуем маленькие рисунки карандашом для

Выкройки одежды для кукол журналы Выкройки одежды для кукол журналы Выкройки одежды для кукол журналы Выкройки одежды для кукол журналы Выкройки одежды для кукол журналы Выкройки одежды для кукол журналы

Похожие новости